МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 3 «ТРЕТЬЕ КОРОЛЕВСТВО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СРЕДНЕУРАЛЬСК 624070 г. Среднеуральск Свердловской области, ул. Ленина, д.21, Тел.: (34368) 7-40-09 Факс: (34368) 7-40-98, newsad-3@yandex.ru ОКПО 91895066 КПП 668601001 ИНН 6606036800 Принято: На педагогическом совете Протокол №4 от «31» мая 2024 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ & 'яета^йдад V ^£^ЦЖ#ролева «3 Mix ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно- спортивной направленности «Футбол» (базовый уровень) Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор: Хазеев Дмитрий Наилович, педагог дополнительного образования г. Среднеуральск, 2024 Оглавление I. Комплекс основных характеристик образования.............................................. 3 1.1. Пояснительная записка............................................................................... 3 1.2. Цели, задачи и планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы............................................................................ 5 1.3. Содержание программы................................................................................. 9 II. Комплекс организационно-педагогических условий....................................... 14 2.1. Календарный учебный график 2024-2025 учебный год.......................14 2.2. Формы аттестации........................................................................................ 14 2.3. Оценочные материалы................................................................................ 15 2.4. Методические материалы.......................................................................... 18 2.5. Материально-техническое обеспечение.................................................20 2.6. Список литературы...................................................................................... 21 2 I. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» (далее программа) относится к базовому уровню и имеет физкультурно спортивную направленность. Программа направлена на привлечение детей дошкольного возраста к занятиям доступным и популярным видом спорта - футболом. Программа направлена на овладение юными спортсменами первоначальными навыками игры в футбол. Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»); - письмом Минобрнауки России от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей); - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом и локальными актами МАДОУ-детский сад №3 «Третье королевство» 3 На современном этапе развития общества большое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Дополнительная общеразвивающая программа «Футбол» воспитывает командный дух, ведь каждый член команды знает, что общий результат зависит и от его действий. В футбольной команде каждый участник имеет свою роль: защитник, вратарь, нападающий, полузащитник. В то же время члены команды периодически меняются местами, то есть они должны уметь неплохо владеть навыками каждой роли, быть взаимосвязанными. Ситуация в игре быстро меняется, значит, члены команды должны доверять друг другу и понимать товарища без слов, быстро принимать решения. Занятие предусматривает расширение индивидуального двигательного опыта ребенка, основанного на повышение интереса детей к занятиям физической культурой и спортом. Таким образом, актуальность программы состоит в том, что занятия спортом формируют здоровый образ жизни, воспитывают патриотизм, формируют физически развитую, работоспособную, психически уравновешенную личность. Отличительная особенность программы заключается в том, что основой подготовки детей является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития дошкольников. Расширяется кругозор и интерес детей к футболу как к виду спорта. Для обучения детей футболу по данной программе принимаются все желающие дети, без специального отбора (кроме медицинских противопоказаний). Дети не отчисляются из групп, независимо от способностей ребенка и результатов обучения. Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5-6 лет, 6-7 лет. Уровень программы: базовый. Режим занятии: 2 раза в неделю по 1 академическому часу в соответствии с расписанием (время занятия - 25-30 мин.). Расписание: Понедельник: 9.00-9.30 (подготовительная 1) (2 год обучения) Понедельник: 9.35-10.05 (подготовительная 2) (2 год обучения) Понедельник: 10.10-1 0.40 (подготовительная 3) (2 год обучения) 4 Четверг: 9.00-9.30 (подготовительная 1) (2 год обучения) Четверг: 9.35-10.05 (подготовительная 2) (2 год обучения) Четверг: 10.10-10.40 (подготовительная 3) (2 год обучения) Вторник: 9.00-9.25 (старшая) (1 год обучения) Вторник: 9.30-9.55 (старшая) (1 год обучения) Метод организации занятий: групповой Количество обучающихся в группе: от 5 до 18 человек Общий объем программы: 144 часа. Срок освоения программы: 2 года. Форма обучения: очная. Формы проведения занятий: беседы, учебно-тренировочные занятия; турниры. Формы подведения итогов реализации программы: - текущий контроль: опрос, наблюдение, викторина, анализ учебно тренировочного занятия; - промежуточный контроль: анализ диагностики по контрольным нормативам; - итоговый контроль: турнир по футболу. 1.2. Цели, задачи и планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы Цель программы: создать условия для развития физических, личностных качеств, овладения технических, тактических и практических навыков игры в футбол. Формирование здорового образа жизни посредством занятий футболом. Задачи: Образовательные: - познакомить с правилами игры в футбол; - сформировать навыки владения мячом; - обучить владению технико-тактическими навыками игры в футбол; - познакомить с историей и достижениями российского и мирового футбола. Развивающие'. - развивать координацию движений, основных физические качеств: силы, ловкости, быстроту реакции; - создавать условия для самовыражения, самореализации; - развивать волевые качества; 5 - способствовать развитию двигательных способностей посредством игры в футбол; - формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга. Воспитательные'. - воспитывать умение работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, сохраняя свою индивидуальность и формируя ситуацию успеха; - формировать навыки дисциплины; - воспитывать чувство самостоятельности, - формировать мировоззрение, внутреннюю культуру личности. - формировать здоровый образ жизни; - воспитывать уважительное отношение к сопернику, толерантность; - формировать и укреплять чувство патриотизма. Планируемые результаты: Личностные: - Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), двигательными способностями. - Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о физической культуре и здоровье как факторах успешной социализации. - Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность. Метапредметные'. Регулятивные: - умение принимать и сохранять поставленную задачу; - умение в сотрудничестве с педагогом учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи; - умение различать способ и результат действия; - умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; 6 - умение в сотрудничестве с педагогом осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия; - способность адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; Познавательные: - умение под руководством педагога выделять и формулировать познавательную цель; - умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; - умение проводить сравнение по заданным критериям; - умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - умение устанавливать аналогии. Коммуникативные: - умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. гПредметные: 1 год обучения: - знания об истории футбола, правилах игры; - навыки владения мячом: передача (пас), остановка, ведение и забивание мяча в ворота; развитие глазомера, координации, точности при работе с мячом; - навыки использования простейших схем движения на поле с мячом, опираясь на знание основных правил игры; - навыки применения способов овладения мячом и обманных движений при взаимодействии с соперником; - навыки ведения мяча по прямой, «змейкой», с изменением направления; 2 год обучения: 7 - знания об истории футбола, правилах игры; - знания об известных футболистах, о роли игроков в команде, о судейских жестах и знаках; - совершенствование навыков владения мячом: передача (пас), остановка, ведение и забивание мяча в ворота; развитие глазомера, координации, точности при работе с мячом; - совершенствование навыков применения способов овладения мячом и обманных движений при взаимодействии с соперником; навыки передачи мяча партнеру по команде, используя правую и левую ногу; - навыки забивания мяча в ворота правой и левой ногой с места и в движении. 8 1.3. Содержание программы Учебный план 5-6 лет (1 год обучения) № ii/ii Количество часов Название раздела, темы Всего Практика Теория 1. Введение Инструктаж по технике безопасности. 1.1 Сведения о личной гигиене детей 1.2. История игры «футбол» 1.3. Мониторинг (выполнение нормативов) 2. Физическая подготовка 2.1. Общефизическая подготовка о3. Техническая подготовка и тактическая 4 2 2 2 1 1 Опрос 1 1 24 0 1 20 1 0 4 Опрос, викторина Диагностика 24 20 4 38 30 8 3.1. Техника игры с мячом 12 10 2 3.2. Тактика атаки 12 10 2 о п Тактика обороны 3.3. 14 10 ’4 6 6 0 72 58 14 4. Контрольные игры. Мониторинг (выполнение нормативов) Итого: 9 Формы аттестации/ контроля Анализ учебно тренировочного занятия, наблюдение Опрос, анализ учебно тренировочного занятия Опрос, анализ учебно тренировочного занятия Опрос, анализ учебно тренировочного занятия Турнир, диагностика Содержание программы 1. Введение (4 часа) Теория: Знакомство с обучающимися. Знакомство с содержанием программы, формах занятий. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии. Требования к внешнему виду. Сведения о личной гигиене детей. Викторина «История игры «Футбол». Практика: Игра на знакомство «Телефончик знакомства». Мониторинг (выполнение нормативов) 2. Физическая подготовка (24 часа) Теория: Беседа на тему: «Спорт, как система воспитания». Составление личного распорядка дня и режима питания. Обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и закаливающие процедуры. Практика: Строевые и организующие команды. Упражнения для развития мышц рук. Упражнения для развития мышц ног. Упражнения для развития мышц живота и груди. Упражнения для развития мышц спины. Развитие скоростно-силовых способностей. Развитие выносливости. Развитие координационных способностей. Акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд, кувырок назад из приседа). Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Защита крепости», «Челночный бег», «Пятнашки», эстафеты с преодолением препятствий. Игровые упражнения с элементами спортивных игр: «Светофор», «Топ танец», «Футбольные эстафеты», «Точный удар», «Параллельный слалом». 3. Техническая и тактическая подготовка (38 часов) Теория: Беседа на тему «Футбол - одна из самых популярных и любимых игр в мире». Беседа о правилах игры в футбол. Просмотр матча и обсуждения соблюдений правил в игре. Анализ выполнения технических приёмов и их применение в игровых ситуациях. Практика: Техника игры с мячом: Ведение мяча по прямой, змейкой, и с изменением направления движения (шагами с ускорением). Передача мяча парами внутренней стороной стопы друг другу. Остановка мяча подошвой после передачи партнера. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу. Передача мяча друг другу. Ведение мяча правой и левой ногой в движении, с изменением направления. Ведение мяча по прямой правой и левой ногой. Ведение мяча между ориентирами на скорость. Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных направлениях. Ведение мяча в прямом направлении на скорость. Передача мяча в тройках, прыжки. Умей нападать, умей защищаться, упрощенная игра. Ознакомление с обманными движениями. Ведение с дальнейшей передачей мяча партнеру. Ведение мяча восьмеркой, 10 передача мяча по кругу. Скоростное ведение по прямой. Игра по упрощенным правилам 2 на 2, 3 на 3. Игровые упражнения: «Кто больше отобьет» - удар мяча о стену и обратно, «Кто больше отобьет» - удар мяча о стену и обратно, «Не выпускать мяч из круга», «Футбол вдвоем», «Ловкие ребята», «Серпантин», «Передал садись» - броски и ловля мяча, «Светофор» (во время выполнения бега по кругу на красный цвет принять стойку баскетболиста), «Три мяча», «Туннель» - прокатывание мяча между ног. «Лови, бросай - падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе, «Головой удерживая мяч», Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его ноги, «Вокруг света» - ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой в разных направлениях, «Не выпускать мяч из круга», «Забей в ворота», «Обратный поезд» - бег прямой и спиной вперед, «Футбол вдвоем» - игра в парах: приемы мяча- игровая задача - не потерять мяч, ведение мяча с передачи, «Не задень предмет», «Быстро за мячом». Подвижные игры «Блуждающий мяч», «У ребят порядок строгий», «Запомни и замри». «Вокруг Света», «Ловкий оленевод», «Меткий стрелок», «Шишки, желуди, орехи», «Летает - не летает», «Волк и олени», «За мячом», Меткий стрелок» попадание мячом в обруч, «Поймай мяч», «Не урони мяч», «Мы веселые ребята-с мячом», «Отбивка оленей», «Не урони мяч», «Мы веселые ребята - с мячом», «Белые медведи», «Мяч и веревка», «Защита крепости», 4. Контрольные игры. Мониторинг (выполнение нормативов) (6 часов). Практика: Тренировочные внутригрупповые игры. Турнир по футболу. Мониторинг (выполнение нормативов) Учебный план 6-7 лет (2 год обучения) Количество часов № н/п Название раздела, темы 1. 1.1 1.2. 1.3. 2. Введение Инструктаж по технике безопасности. Простейшие правила игры Мониторинг (выполнение нормативов) Физическая подготовка Всего Практика Теория 4 2 1 1 24 2.1. Общефизическая подготовка 3. Техническая и тактическая подготовка Техника игры в футбол 3.1. 2 1 0 1 20 2 1 1 0 4 Опрос Опрос, викторина Диагностика Анализ учебно тренировочного занятия, наблюдение 24 20 4 38 30 8 18 14 4 20 16 4 6 6 0 72 58 14 Тактика игры в футбол 3.2. 4. Контрольные игры. Мониторинг (выполнение нормативов) Итого: Формы аттестации/ контроля Опрос, анализ учебно тренировочного занятия, наблюдение Опрос, анализ учебно тренировочного занятия, наблюдение Турнир, диагностика Содержание программы 1. Введение (4 часа) Теория: Знакомство с обучающимися. Знакомство с содержанием программы, формах занятий. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения на занятии. Требования к внешнему виду. Сведения о личной гигиене детей. Викторина «История игры «Футбол». Практика: Игра на знакомство «Телефончик знакомства». Мониторинг (выполнение нормативов) 2. Физическая подготовка (24 часа) Теория: Беседа на тему: «Спорт, как система воспитания». Составление личного распорядка дня и режима питания. Обтирание, обливание и ножные ванны, как гигиенические и закаливающие процедуры. Практика: Строевые и организующие команды. Упражнения для развития мышц рук. Упражнения для развития мышц ног. Упражнения для 12 развития мышц живота и груди. Упражнения для развития мышц спины. Развитие скоростно-силовых способностей. Развитие выносливости. Развитие координационных способностей. Акробатические упражнения (кувырки вперёд с шага, длинный кувырок вперёд, кувырок назад из приседа). Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Защита крепости», «Челночный бег», «Пятнашки», эстафеты с преодолением препятствий. Игровые упражнения с элементами спортивных игр: «Светофор», «Топ танец», «Футбольные эстафеты», «Точный удар», «Параллельный слалом». 3. Техническая и тактическая подготовка (38 часов) Теория: История зарождения футбола. Правила игры. Известные футболисты. Футбольная форма. Команда. Роли игроков. Судейские жесты и знаки. Футбол в истории Олимпийских игр. Практика: Техника передвижения бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным шагом; повороты во время бега налево и направо. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному мячу. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающего мяча- на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для поступающих действий. Ведение мяча внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой поочерёдно. Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки - неожиданный рывок с мячом: во время ведение внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади. Отбор мяча. Перехват мяча- быстрый выход на мяч с целью определить соперника, которому адресована передача мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места из положения ноги вместе и шага. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Основы командной игры: взаимодействие игроков разных амплуа, передачи мяча партнеру, игровые комбинации и взаимодействия. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Индивидуальные действия с мячом. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнять передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар. 13 Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Тактика защиты вратаря. Уметь выбирать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыграть удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли). Подвижные игры, направленные на комплексное развитие физических качеств игрока — быстроты, силы, выносливости, ловкости. Игровые упражнения футболиста и игры в футбол по упрощенным правилам 4. Контрольные игры. Мониторинг (выполнение нормативов) (6 часов). Практика: Тренировочные внутригрупповые игры. Турнир по футболу. Мониторинг (выполнение нормативов) II. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2024-2025 учебный год Эган 5-6 лет 6-7 лет образовательного процесса 02 сентября 2024 года Начало учебного года 31 мая 2025 года Окончание учебного года 36 недель Продолжительность учебного года 30 минут 25 минут Продолжительность занятий 2 2 Количество занятий в неделю 72 часа 72 часа Количество часов Зимние - первая неделя января Каникулы Летние - с 1 июня по 31 августа 2.2. Формы аттестации Формы аттестации Вид контроля Опрос, наблюдение, викторина Текущий контроль Анализ диагностики по Промежуточная аттестация контрольным нормативам учащихся Турнир по футболу Итоговая аттестация 14 2.3. Оценочные материалы Оценочные материалы текущего контроля Примерный перечень вопросов для устного опроса 5- 6 лег 1. История развития футбола в России. 2. Режим дня спортсмена. 3. Места занятий, оборудования инвентарь. 4. Техника безопасности. 5. Правила игры. 6- 7 лег 1. Краткий обзор истории футбола. 2. Требования к спортивной одежде и обуви. 3. Понятия травматизма. 4. Правила соревнований. 5. Гигиенические значения водных процедур. 6. Оборудование и инвентарь. 7. Роль капитана команды его права и обязанности. Критерии устного ответа: Низкий уровень: обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; знания по большей части разделов фрагментарны; путается в терминологии; затрудняется называть основные понятия; не может объяснить их значение; избегает употреблять специальные термины Средний уровень: у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 50-70%; демонстрирует уверенные знания по отдельным разделам программы; сочетает специальную терминологию с бытовой; иногда путается в терминологии. Высокий уровень: обучающийся освоил практически весь объём знаний 80-100%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. 15 Оценочные материалы промежуточного контроля Диагностика физической подготовленности по контрольным нормативам (П оказатели физической подготовленности детей по Пензулаевой Л.И.) 6-7 лет Уровень развития высокий выше средний низкий Показатель Пол среднего Скоростно-силовые качества более 100 см 90 - 100 см 90 - 100 см менее 90 см Прыжок в длину Мальчики с места (см) более 100 см 90 - 100 см 90- 100 см менее 90 см Девочки более 28 см 23 - 28 см 23 - 28 см менее 23 см Мальчики Прыжки в высоту с места Девочки более 25 см 20 - 25 см 20 - 25 см менее 20 см Ловкость (10 м. дистанция с кеглями) очень низкий - - 6,1 - 6,6 сек 6,1 — 6,6 сек более 6,6 сек 6,6 - 7,0 сек 6,6 - 7,0 сек более 7,0 сек Мальчики менее 6,0 сек менее 6, 5 сек более 60 сек 45 - 60 сек 45 - 60 сек менее 45 сек - Девочки более 60 сек 50 - 60 сек 50 - 60 сек менее 50 сек - Мальчики Девочки Равновесие 16 - Показатель Пол Прыжок в длину Мальчики с места (см) Девочки 5-6 лет Уровень развития высокий выше средний среднего Скоростно-силовые качества более 80 см 71 - 80 см 71-80 см более 80 см 71-80 см 71-80 см низкий очень низкий менее 70 см - менее 70 см - Прыжки в высоту */ с места Мальчики более 25 см 23 - 25 см 23 - 25 см менее 23 см - Девочки более 23 см 20 - 22 см 20 - 22 см менее 20 см - Мальчики 6,6 - 7,2 сек более 7,2 сек - 7,1 - 8,0 сек 7,1 - 8,0 сек более 8,0 сек - Мальчики менее 6,5 сек менее 7,0 сек более 11 сек 6,6 - 7,2 сек Ловкость (10 м. дистанция с кеглями) 7-11 сек 7-11 сек менее 7 сек - Девочки более 14 сек 9-14 сек 9-14 сек менее 9 сек - Девочки Равновесие 17 Оценочные материалы итогового контроля Оценка техники освоения элементов спортивной игры футбол в турнире Ведение мяча погон Ф. И. ребенка 110 прямой Удар но мячу Остановка мяча «змейкой» Отбор мяча НОСКОМ II внутренней стороной стоны Удар ногой по мячу по ворогам Кри герпи оценок: 1) Ведение мяча по прямой и «змейкой»: «выполнил» - 3 балла « не выполнил» - 0 баллов; 2) Остановка мяча: 3 балла - упражнение выполнено без ошибок, 2 балла - упражнение выполнено с незначительными ошибками, 1 балл - упражнение выполнено с грубыми ошибками, О баллов - упражнение не выполнено; 3) Отбор мяч: 3 балла - упражнение выполнено без ошибок, 2 балла - упражнение выполнено с незначительными ошибками, 1 балл - упражнение выполнено с грубыми ошибками, О баллов - упражнение не выполнено; 4) Удар по мячу носком и внутренней стороной стопы: 3 балла - упражнение выполнено без ошибок, 2 балла - упражнение выполнено с незначительными ошибками, 1 балл - упражнение выполнено с грубыми ошибками, О баллов - упражнение не выполнено; 5) Удар ногой по мячу по воротам : 3 балла - 3 попадания 2 балла - 2 попадания 1 балл - 1 попадание, О баллов - нет попаданий. 2.4. Методические материалы Методы обучения Методы формирования новых знаний: объяснения, рассказ, беседа, показ, выполнение действия по алгоритму, опрос, создание ситуаций затруднения, самостоятельное решение проблемных ситуаций. Методы организации деятельности: комбинированное занятие, учебно-тренировочное занятие, мастер-классы, упражнения. 18 Педагогические технологии и методики: № II/ п Современные образовательные технологии и/или мегодики 1. Личностно ориентированное обучение 2. Групповые технологии э. Здоровьесберегающие технологии Цель использования технологий и/или методик Развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальност и ребенка Создание необходимых условий для развития у детей самостоятельност и, умения взаимодействовал ь с обществом и быстро выполнять поставленные задачи в группах. Описание внедрения технологии и/или методик в практической профессиональи ой деятельности Использование усвоения знаний с учётом возможности и динамики развития ученика. Класс делится на группы для создания творческих проектов, каждая группа создает проект сообща под непосредственны м руководством лидера группы или учителя. Беседы о здоровом образе жизни проводятся в течение всего учебного года по 5-7 минут, в ходе каждого занятия проводится физкультминутка для снятия эмоционального и физического напряжения. Сохранение здоровья обучающихся 19 Результат использования технологий и/или методик Развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей Развитие самостоятельности, умений взаимодействовать с окружающими людьми, быстро решать поставленные задачи, самоутверждение учащегося, эмоциональная и содержательная поддержка ребенка другими членами группы. Просветительские беседы о здоровом образе жизни способствуют формированию навыков этого образа жизни. - Дидактическое обеспечение программы: Картотека подвижных игр; Картотека разминок; Таблицы по технике игры в футбол Комплекс общеразвивающих упражнений; Комплекс специально беговых упражнений; Комплекс упражнений по технике футбола. 2.5. Материально-техническое обеспечение Требования к помещениям для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, занятия проводятся в светлом просторном спортивном зале, оснащенном оборудованием, с наличием раздевалки. Оборудование спортивного зала: - Конусы; -т - Фишки; Футбольные мячи; Кегли разноцветные; Ворота футбольные; Секундомер; Свисток; Стойки для обводки мячей; Стойки для подвески мячей; Переносные мишени; Маты гимнастические; Скакалки; Мячи набивные. Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, акустическое оборудование (магнитофон или музыкальный центр). Данная образовательная программа может быть реализована дистанционно на специализированных платформах. Для того чтобы процесс обучения проходил максимально эффективно необходимо соблюдение следующих технических и системных требований в оборудования с помощью которого будут проводиться занятия: 20 - Подключение к интернету — широкополосное проводное или беспроводное (3G или 4G/LTE) - Динамики и микрофон — встроенные, подключаемые по USB или беспроводные (Bluetooth) - Веб-камера с разрешением SD или HD — встроенная или подключаемая по USB - Или HD-камера или HD-видеокамера с платой захвата видео. 2.6. Список литературы Основная литература 1) Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 350 с. 2) Начальное обучение мини-футболу. Специализированные тренировочные программы: методические указания для специализации «Футбол» / сост.: Д. С. Николаев, В. А. Шальнов. - Ульяновск: УлГТУ, 2018. -41 с. 3) Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова ; под ред. С.А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 312 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16013969-2. 4) Пензулаева Л. «Физическая культура в детском саду. Старшая группа (5-6). ФГОС» : учебно-методический комплект к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Мозаика-Синтез, 2014-128 с. - ISBN 978-5-43-150463-1. 5) Пензулаева Л. «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7). ФГОС» : учебно-методический комплект к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Мозаика-Синтез, 2014 - 112 с. - ISBN 978-543-150464-8. Дополнительная литература 1) Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников : учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова ; под ред. С.А. Козловой. — 221 е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 508 с. — (Практическая педагогика). - ISBN 978-5-16-013803-9. 2) Борисова, М. М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка : учебник / М.М. Борисова. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 299 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование). — DO1 10.12737/17751. - ISBN 978-5-16-019440-0. 3) Прикладная и оздоровительная гимнастика/ под. ред. Фирилевой Ж.Е. - Москва: Детство-Пресс, 2012. - 608 с. 4) Шебеко, В. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебник / В. Н. Шебеко. - Минск : Вышэйшая школа, 2021. - 278 с. - ISBN 978-985-06-3339-2 Список рекомендуемой литературы для детей и родителей 1) Симонян, Н. П. Футбол - не только игра! : научно-популярное издание / Н. П. Симонян. - Санкт-Петербург : Человек, 2022. - 344 с. - ISBN 978-5-906132-68-0. 2) Мяч, пробитый им, и теперь летит над землей. Древо памяти Валентина Бубукина: Общее / Карапетян Г. - Москва :Спорт, 2016. - 544 с. ISBN 978-5-906131-92-8. Нормативные правовые акты: 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3) СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».