25.07.2020
Профилактика жестокого обращения с детьми
Воспитание
ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными,
добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание
своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей
много сил и терпения.
Как показывает практика, даже в
благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность
к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы
воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка
общения или прогулок. При
этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это
нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и
физическом развитии ребенка.
Положение
ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок
становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше
способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей
исключением, здесь становятся нормой.
Воспитание
требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в
семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или
оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным
воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться
улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения
с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать,
но и принимать меры по его решению.
Жестокое
обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения
до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого
родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое,
сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
· Физическое насилие –
это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
· Сексуальное насилие –
это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с
взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие
ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным,
поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все
негативные для себя последствия.
· Психическое (эмоциональное)
насилие – это периодическое, длительное или постоянное
психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к
формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия
относятся:
- открытое
неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в
адрес ребенка в открытой форме;
-
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
-
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими
значимыми взрослыми;
- ложь и
невыполнения взрослыми своих обещаний;
-
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую
травму.
· Пренебрежение нуждами ребенка –
это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его
эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К
пренебрежению элементарными нуждами относятся:
-
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья,
образования, медицинской помощи;
-
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать
жертвой несчастного случая.
Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с
детьми.
- неполные
и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
- наличие
в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения
свободы;
-
безработица, постоянные финансовые трудности;
-
постоянные супружеские конфликты;
- статус
беженцев, вынужденных переселенцев;
- низкий
уровень культуры, образования;
-
негативные семейные традиции;
-
нежелательный ребенок;
-
умственные или физические недостатки ребенка;
-
«трудный» ребенок.
К сожалению, за последние годы число
жертв насилия в семьях только увеличивается.
Многие родители, которые применяют насилие
в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:
· физические наказания
притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них
лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
· дети, подвергавшиеся
избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или
другие преступления;
·
когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что
они станут притеснять
своих собственных детей и родителей;
·
жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально
дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть
хорошими родителями.
Помните, насилие - порождает насилие!
Ребёнок, выращенный в грубости и
жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с
родителями!!!
Если ваш ребёнок капризничает или плохо
себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:
-
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у
родителей.
-
Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но
только не вступайте с ним в спор.
-
Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока
проступок повторится.
- Наградами. Издавна
известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.
- Похвалой. Хвалите
вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый
хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.
Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)
защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
Закон «Об образовании в РФ» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)
4 заповеди мудрого родителя:
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы
человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он
справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не
ругайте за то, что умеют другие.
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей
просто как информацию.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот
я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в
краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо
увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не
только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без
свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.
Способы открыть ребёнку свою
любовь
Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли.
В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном
условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен
чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком,
а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому
что он ваш.
Три способа открыть ребёнку свою любовь
1. Слово
Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте
домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем
голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение
Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по
волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как
можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы
многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с
матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка.
Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд
Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или
вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в
глаза и скажите то, что хотите
Помните, что ребёнок - это зеркальное отражение своих
родителей и того воспитания, какое они ему дали, и если вдруг это отражение вас
не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.
- Презентация "Ребенок и насилие"
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620095, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101, оф. 143
тел.: (343) 375-70-20
факс: (343) 374-09-03
Юридические консультации: 375-80-50
e-mail: info@svdeti.ru
График приема граждан:
Уполномоченным по правам ребёнка в Свердловской области И.Р. Мороковым
по предварительной записи по телефону (343) 374-09-02
вторник с 14.00 до 17.00
Сотрудниками Аппарата Уполномоченного по правам ребёнка
пн-чт с 9.00 до 17.00
перерыв с 12.00 до 13.00
Пятница – неприёмный день
Ответственный за приём обращений в адрес Уполномоченного по правам ребёнка – секретарь ХОФФМАН Мария Станиславовна тел.: (343) 374-09-02
Ответственный за обеспечение приёма граждан – начальник оперативно-правового отдела ДАНИЛОВ Евгений Валерьевич тел.: (343) 375-70-20