ДОП шахматы.pdf

1

Оглавление
I. Комплекс основных характеристик образования ............................................. 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3
1.2. Цели, задачи и планируемые результаты дополнительной
общеразвивающей программы ...................................................................... 5
1.3. Содержание программы .......................................................................... 8
II. Комплекс организационно-педагогических условий ................................... 14
2.1. Календарный учебный график 2025-2026 учебный год..................... 14
2.2. Формы аттестации .................................................................................. 14
2.3. Оценочные материалы ........................................................................... 15
2.4. Методические материалы..................................................................... 16
2.5. Материально-техническое обеспечение .............................................. 18
2.6. Список литературы…………………………………………………….22
Приложения………………………………………………………………...28

2

Комплекс основных характеристик образования

I.

1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, что в современном мире
интеллектуальное развитие детей занимает важное место в системе образования.
Шахматы, как одна из древнейших и самых популярных интеллектуальных игр,
способствуют развитию логического мышления, концентрации внимания,
способности к планированию и принятию решений. В условиях цифровой эпохи
традиционные

методы

технологиями

–

обучения

интерактивными

шахматам

дополняются

шахматными

современными

приложениями,

онлайн-

платформами и обучающими программами, которые делают процесс обучения
более увлекательным, доступным и эффективным. Программа «ХОД КОНЕМ»
интегрирует эти инновационные инструменты и современные педагогические
подходы, ориентированные на индивидуальные особенности детей, что позволяет
повысить мотивацию, развить самостоятельность и творческое мышление
обучающихся, а также адаптировать процесс обучения под современные
требования.
Отличительные особенности:
 Программа

сочетает

традиционные

методы

обучения

шахматам

с

использованием современных компьютерных приложений, что повышает
интерес и эффективность занятий.
 Обучение построено с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка,
что позволяет максимально развивать их логическое мышление и навыки.
 Особое внимание уделяется не только шахматам, но и развитию внимания,
памяти, эмоциональной устойчивости и личностных качеств.
 Практические занятия включают игры, решение задач и участие в турнирах, что
способствует закреплению знаний и развитию соревновательного духа.
3

 Программа воспитывает честность, уважение к соперникам и умение работать
в команде.
Адресат общеобразовательной программы:
Возрастные особенности: 6-7 лет.
Наполняемость групп: до 10 человек.
Формирование учебных

групп. Группы

формируются на условия

свободного набора. Программа «Ход конём» рассчитана на детей дошкольного
возраста, проявляющих интерес к интеллектуальным играм и логическому
мышлению.
Объём и срок освоения программы:
Объём программы – 72 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения:
1 год обучения: 72 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная.
Форма организации образовательного процесса групповая.
Формы реализации образовательной программы:
 очные занятия;
 групповые занятия;
 творческие занятия;
 участие в турнирах внутри групп и между группами.
4

Перечень форм проведения занятий:
 теоретические занятия;
 комбинированные занятия включают как теоретическую часть (изучение
правил, стратегий), так и практическую (решение задач, игра в шахматы).
 викторины;
 практические занятия;
 творческие задания;
 участие в турнирах.
Перечень

форм

подведения

итогов

реализации

общеразвивающей

программы (формы итогового контроля/итоговой аттестации):
Итоговый рапид-турнир (контроль времени 10 минут) среди всех групп, с
награждением.
Цели, задачи и планируемые результаты дополнительной
общеразвивающей программы
Цель:

способствовать

развитию

интеллектуальных

и

творческих

способностей и развития навыков стратегического мышления обучающихся
посредством обучения игре в шахматы.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи:
2. Обучающие.
 Ознакомить обучающихся с историей и теоретическими понятиями основными
правилами и принципами шахматной игры.
 Научить базовым тактическим и стратегическим приёмам.
 Формировать умение анализировать позиции и планировать ходы.
 Освоить навыки работы с шахматными приложениями и электронными
ресурсами.
1. Воспитательные.
 Воспитать уважение к сопернику и честность в игре.
 Развивать культуру общения и умение работать в команде.
5

 Формировать настойчивость, терпение и умение принимать поражение.
 Воспитывать спортивный дух и стремление к самосовершенствованию.
3. Развивающие.
 Развивать логическое и критическое мышление.
 Повышать концентрацию внимания и память.
 Способствовать развитию творческого подхода к решению шахматных задач.
 Развивать навыки саморегуляции и эмоциональной устойчивости.
Ожидаемые результаты соответствуют целям и задачам программы и
включают в себя формирование у обучающихся базовых знаний и практических
умений в области шахмат, развитие познавательных и личностных качеств, а
также воспитание интереса к интеллектуальной деятельности.
Личностные результаты:
 Сформированы устойчивые ориентиры на здоровый образ жизни, присутствует
мотивация к творческому труду, стремление к достижению результата,
бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
 Развиты

качества

доброжелательности,

сочувствия,

этическая

чувствительность, способность понимать и сопереживать эмоциям других
людей.
 Обучающиеся умеют эффективно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми в различных социальных ситуациях, избегать конфликтов и
конструктивно разрешать спорные моменты.
 Сформировано чувство личной ответственности за поступки, в том числе в
цифровой и информационной среде, на основе понимания моральных норм,
принципов социальной справедливости и уважения свободы другого человека.

6

Метапредметные результаты:
 Проявляется устойчивый интерес к шахматам как интеллектуальному досугу и
части здорового образа жизни.
 Освоены логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация, выявление аналогий и причинно-следственных связей,
построение логических рассуждений.
 Развиты когнитивные способности: внимание, память, мышление.
 Сформированы навыки планирования, самоконтроля и самооценки в учебной
деятельности с учетом поставленных задач и временных рамок.
 Обучающиеся умеют вести диалог, уважать мнение собеседника, признают
существование различных точек зрения и правомерность разных оценок
событий.
Предметные результаты:
 Освоена шахматная терминология: фигуры, обозначения полей и координат,
понятия «шах», «мат», «пат», ничья, рокировка (длинная и короткая) и другие
базовые термины.
 Умело и правильно расставляют фигуры на шахматной доске, ориентируются в
пространстве доски и используют координаты.
 Понимают информацию, представленную в виде текста, схем, диаграмм и
иллюстраций.
 Знают правила передвижения и взятия каждой фигуры, различают «лёгкие» и
«тяжёлые» фигуры, знают понятия ладейных, коневых, слоновых, ферзевых и
королевских пешек, а также принципы взятия на проходе и превращения пешки.
 Понимают основы дебютной стратегии, знают основные тактические приёмы.
 Умеют располагать фигуры в дебюте, выявлять простые тактические
возможности и проводить несложные комбинации.
 Владение базовыми окончаниями: умеют уверенно разыгрывать простейшие
эндшпильные позиции.

7

одержание программы
№

Название
разделов, тем
Вводное

Количество часов

Формы,

Всего Теория Практика аттестации/контроля
1

1

0

Беседа

2

1

1

Беседа, Наблюдение,

занятие,
техника
безопасности
1.

Раздел 1.
«Знакомство с
шахматами»

1.1. Тема: «Краткая
история

Опрос

шахмат»
1.2.

Тема:

1

0

1

«Шахматная

Беседа
Наблюдение

доска»
1.3.

Тема:

2

1

1

Беседа

«Знакомство с

Наблюдение

шахматными

Викторина

фигурами»
2

Раздел 2.
«Ходы и взятия
фигур»

2.1.

Тема:

2

1

1

«Начальное

Беседа
Наблюдение

положение,
расстановка
фигур»

8

2.2. Тема: «Базовые

16

2

14

ходы

Беседа
Наблюдение

различных
фигур, взятие
фигур»
3.5.

Тема:

2

0

2

Выполнение задач на

Закрепление

время, опрос по

раздела (Теория

определениям

и практика)
3

Раздел 3. «Цель
шахматной
партии»

3.1. Тема: «Понятия

3

3

0

- Шах, мат, пат,

Беседа
Наблюдение

ничья правила.»
3.2.

Тема: «Мат в

16

8

8

один ход»
3.3.

Тема: «Ничья,

Решение задач
2

2

0

пат, правила»
3.4.

Тема:

Наблюдение
Беседа
Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

«Рокировка,

Выполнение

длинная и

упражнений

короткая»
3.5.

Тема:

2

0

2

Закрепление

время, опрос по

раздела (Теория

определениям

и практика)
4

Выполнение задач на

Раздел 4.
«Начальные
навыки»
9

4.1.

Тема: «Угроза,

8

1

7

взятие, связка,

Наблюдение
Решение задач

двойной удар»
4.2. Тема: «Базовые

4

2

2

тактические

Беседа
Наблюдение

приемы»
4.3. Тема: «Простые

5

6

1

5

Беседа

партии и

Наблюдение

дебюты»

Разбор партий

Раздел 5.
«Турниры»

5.1. Тема: «Правила

1

0

1

проведения

Беседа
Наблюдение

турниров и
шахматистов»
5.2.

Тема: «Блиц,

2

2

рапид,

Беседа
Наблюдение

классика»
Итого:

72

24

48

Содержание учебного плана
Вводное занятие. Техника безопасности
Теория: инструктаж по технике безопасности; правила поведения учащихся
на занятиях.
Практика:
Раздел 1. «Знакомство с шахматами»
1.1. Краткая история шахмат

10

Теория: происхождение шахмат; развитие игры в разных странах; шахматы
в культуре.
Практика: обсуждение; викторина по историческим фактам.
1.2. Шахматная доска
Теория: устройство шахматной доски; нотация.
Практика: работа с доской; определение координат полей, творческое
занятие «раскрась доску».
1.3. Знакомство с шахматными фигурами
Теория: названия фигур; роль каждой фигуры в игре.
Практика: знакомство с внешним видом и передвижением фигур;
выполнение простых упражнений; викторина, творческое занятие «раскрась
фигуру»
Раздел 2. «Ходы и взятия фигур»
2.1. Начальное положение, расстановка фигур
Теория: правила начальной расстановки фигур.
Практика: самостоятельная расстановка фигур на доске.
2.2. Базовые ходы различных фигур, взятие фигур
Теория: описание ходов каждой фигуры; понятие взятия.
Практика: упражнения на передвижение фигур; игровые задания.
Закрепление раздела
Теория: повторение основных понятий.
Практика: выполнение упражнений на время; устный опрос.
Раздел 3. «Цель шахматной партии»
3.1. Понятия – шах, мат, пат, ничья
11

Теория: правила шаха, мата, пата и ничьей.
Практика: наблюдение за позициями.
3.2. Мат в один ход
Теория: понятие мата.
Практика: решение задач на мат в один ход.
3.3. Ничья, пат, правила
Теория: правила ничейных ситуаций.
Практика: отработка на примерах.
3.4. Рокировка (короткая и длинная)
Теория: правила рокировки.
Практика: выполнение упражнений на рокировку.
Закрепление раздела
Теория: повторение понятий.
Практика: решение задач на время.
Раздел 4. «Начальные навыки»
4.1. Угроза, взятие, связка, двойной удар
Теория: тактические приемы.
Практика: решение задач, анализ позиций.
4.2. Базовые тактические приемы
Теория: тактика в шахматах.
Практика: упражнения на применение тактики.
4.3. Простые партии и дебюты
Теория: основы дебютов.
12

Практика: разбор партий; воспроизведение простых дебютов, игра простых
дебютов
Раздел 5. «Турниры»
5.1. Правила проведения турниров и шахматистов на них
Теория: регламент турниров и этика шахматной игры.
Практика: разбор ситуаций, ролевые упражнения.
5.2. Блиц, рапид, классика
Теория: различие форматов игр.
Практика: участие в пробных мини-турнирах.

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

Колич

Количес

Режим

обучен

начала

окончания

ество

тво

занятий

ия

обучения

обучения

учебн

учебных

ых

часов

дней
Понедельник
20252026

1
сентября

31 мая 2026

72

года

2025 год

72

и четверг
15:00 – 15:30
15:30-16:00

2.2. Формы аттестации
Для детей в возрасте 6-7 лет формы аттестации по шахматам обычно
включают следующие этапы:
1. Тестирование теоретических знаний
Дети проходят тестирование на знание основных правил игры, ходов
фигур, шахматной нотации и элементарных тактических приемов.
Вопросы могут включать:
Как ходит каждая фигура?
Что такое шах и мат?
Какие бывают фигуры и какая их сила?
2. Практическое решение задач
Детям предлагается решить простейшие задачи-шаблоны на постановку
мата, выигрыш материала или защиту собственной позиции. Это
14

помогает оценить понимание детьми базовых комбинаций и методов
защиты.
3. Игровая практика
Аттестация включает участие ребенка в контрольных партиях
против сверстников или тренера. Оцениваются умения планировать ходы,
выбирать стратегию и реагировать на нестандартные ситуации.
4. Защита проекта или рассказ о партии
Ребенок должен рассказать о сыгранной партии или объяснить
выбранную позицию. Важно показать умение анализировать собственные
действия и понимать последствия сделанных решений.
Эти методы позволяют выявить уровень подготовки ребёнка и
определить дальнейшую программу занятий и тренировок. В зависимости
от успехов дети получают соответствующие категории и рекомендации
по улучшению уровня мастерства.
2.3. Оценочные материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций,
учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Шахматы для дошкольников» осуществляется при помощи
следующих методов диагностики и контроля (приложение 6)
 игры,
 тестирование,
 практические задания,
 творческие задания;
 соревнования;
 викторины.

15

2.4. Методические материалы
Обучение осуществляется на основе общих методических
принципов:
 принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
 принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие,
а не пассивное созерцание со стороны;
 принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала;
 принцип

комплексной

реализации

целей:

образовательных,

развивающих, воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе
является система дидактических принципов:
 принцип наглядности;
 принцип психологической комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов
учебного процесса;
 принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;
 принцип целостного представления о мире (при введении нового
знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира);
 принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора);
 принцип

творчества

-

процесс

обучения

сориентирован

на

приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды

об

основах

организации
16

развивающего

обучения,

и

обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение
результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной
игры. Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и
индивидуальных

особенностей

воспитанников.

В

течение

непосредственно образовательной деятельности используются различные
виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные,
театрализованные.
Работа

учащихся

на

теоретических

занятиях

оценивается

премиальными баллами (очками), в зависимости от сложности заданий. К
концу учебного года учащиеся будут в совершенстве владеть всеми
шахматными фигурами, уметь ставить мат минимальным количеством
фигур, знать основы эндшпиля. Смогут выступать на шахматных
соревнованиях.
Результатом практической деятельности является выполнение
учащимися очередных разрядов, успешное их выступление в районных
соревнованиях.
Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов
позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и
информационно

насыщенной.

Учащимся

предлагается

много

разнообразных форм для проявления активности, самостоятельности и
раскрытия своего творческого потенциала.
Одним из важнейших аспектов обучения является воспитательная
работа. Дети учатся общаться в коллективе, находить решения
возникающих проблемных ситуаций.
Для этого много времени используется на командные методы
обучения, где необходимо проявлять учащимся не только собственные
пожелания и мысли, но и учитывать мнения товарищей по команде ради
достижения лучших результатов.
17

Особый интерес проявляют дети к просмотру и участию в
компьютерных обучающих программах:
«Белое или черное». Программа помогает освоить шахматную
доску в игровой форме; - «Задача Эйлера». Задача учащихся - оббежать
все шахматное поле конем.
«Большое

шахматное

путешествие».

Погрузившись

в

компьютерную игру, ребята научатся азам древней игры в шахматы и
получат начальный опыт, необходимый для серьезных занятий;
познакомятся со стратегией и тактикой игры, названиями шахматных
фигур; узнают, как правильно начинать и заканчивать игру, что такое
дебют, миттельшпиль, эндшпиль; освоят такие сложные темы, как
рокировка, мат двумя фигурами и многое другое.
Для

успешного

осуществления

программы

обучения

применяются:


демонстрационные шахматные магнитные доски;



шахматные столы;



комплекты шахмат;



ноутбук.
атериально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МАДОУ – детский сад №3 «Третье

королевство»
Помещение соответствует санитарным нормам.
Помещение для занятий:
Просторный кабинет с возможностью свободной расстановки
столов и стульев для игры и демонстрации.
Хорошее освещение и вентиляция.
Наличие стенда или доски для визуальных материалов.
Оборудование:
18

Комплект шахматных досок и фигур.
Компьютер/ноутбук с мультимедийным проектором (для
демонстрации презентаций, видео и интерактивных материалов) или
электронная доска.
Для эффективной реализации программы по шахматам
применяются следующие материалы:
Учебные пособия:
«Шахматы для начинающих» (авторы: С.Ю. Архангельский, И.
Сухин) – базовый теоретический материал.
«Маленький шахматист» - рабочая тетрадь для обучающихся
начального уровня.
Методические рекомендации для педагогов по работе с
дошкольниками и школьниками.
Дидактические материалы:
Раздаточные карточки с шахматными задачами.
Иллюстрированные схемы шахматной доски и фигур.
Раскраски с шахматной тематикой.
Карточки для викторин, тестов, блиц-опросов.
Интерактивные презентации PowerPoint (по темам уроков).
Прочие материалы:
Видеоразборы шахматных партий (классических и современных).
Мультфильмы и обучающие видеоролики.
Игровые шахматные квесты и карточные игры для повторения
материала.
Формы, методы, приёмы обучения:
Формы обучения:
 очные занятия;
 групповые занятия.
Методы обучения:
19

Словесные методы – объяснение понятий, правил и стратегий,
беседы, ответы на вопросы. Важно использовать доступный язык и
доброжелательный тон, формируя интерес к шахматам.
Наглядные методы – демонстрация доски и фигур, карточек,
мультимедийных материалов. Визуализация облегчает понимание
логических и пространственных связей.
Практические методы – упражнения на ходы и комбинации,
решение задач, разыгрывание партий, мини-турниры. Они помогают
закрепить знания и развить уверенность.
Объяснительно-иллюстративный – восприятие через объяснение
и наглядность (на начальном этапе).
Репродуктивный – повторение и закрепление усвоенного
материала.
Частично-поисковый – поиск собственных решений, развитие
логики и анализа.
Исследовательский – самостоятельный анализ позиций,
постановка и решение задач, развитие критического и творческого
мышления.
Приемы обучения:
Игровые технологии
 проведение учебных партий, мини-турниров, шахматных викторин;
 использование игровых заданий («найди лучший ход», «мат в один
ход»);
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
 использование электронных шахматных досок и программ;
 обучение через онлайн-тренажёры, интерактивные задачи;
 просмотр видеоматериалов и анимаций.
Технология проблемного обучения
 постановка познавательных задач и шахматных проблем;
20

 поиск нестандартных решений в позициях;
 развитие умения анализировать и рассуждать.
Технология сотрудничества
 работа в парах и группах;
 совместный разбор партий;
 организация товарищеских матчей.
Личностно-ориентированные технологии
 индивидуальные задания по уровню подготовки;
 поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка;
 развитие уверенности в своих силах через положительное
подкрепление.
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программой предусматриваются следующие виды контроля:
входящий, текущий, итоговый.
Входящий контроль проводится в начале учебного года и
направлен на выявление исходного уровня знаний и умений
обучающихся: знакомство с шахматной доской, фигурами, базовыми
правилами. Его цель – определить направления и формы дальнейшей
работы.
Текущий контроль осуществляется на протяжении занятий для
оценки степени усвоения материала, понимания теории и практических
навыков. Он формирует ответственность и интерес учащихся, позволяет
своевременно выявить отстающих и продвинутых учеников для
индивидуализации обучения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
определения уровня достижения планируемых результатов, закрепления
знаний и подготовки к дальнейшему самостоятельному обучению. Он
реализуется в форме открытых игр, турниров и соревнований. На
21

каждом занятии педагог также применяет элементы самоконтроля и
взаимоконтроля.
Виды контроля

Формы проведения

Сроки

Беседа, наблюдение
Входящий

педагога, простые
упражнения на

Сентябрь

расстановку фигур

Текущий

Беседа, наблюдение,

В течение года

решение шахматных

(декабрь –

задач, практическая

промежуточная

игра

проверка)

Открытый урок,
Итоговый

проведение мини-

Май

турнира,
показательные партии

2.6. Список литературы
Нормативные документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2.

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации».
3.

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).

22

4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года,

утвержденная

распоряжением

Правительства

Российской

Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей».
7.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023

№

1678

«Об

утверждении

осуществляющими

Правил

образовательную

применения
деятельность,

организациями,
электронного

обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27 июля 2022 г. №

629 «Об утверждении Порядка организации

и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
23

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и
Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

при

сетевой

форме

реализации

образовательных

программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
15.

Письмо

Минобрнауки

России от 28.08.2015 №

АК-

2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.

Письмо Министерства просвещения

Российской Федерации

от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций
(вместе с «Методическими рекомендациями
инклюзивного

образовательного

«Создание современного

пространства

для

детей

с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных

организаций,

реализующих

дополнительные

общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17.

Письмо Министерства просвещения

07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по

Российской Федерации от
реализации

внеурочной

деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных

программ

с

образовательных технологий».

24

применением

дистанционных

18.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
19.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной

сфере

«Реализация

дополнительных

образовательных

программ в соответствии с социальным сертификатом».
Литература, использованная при написании учебно-тематической
программы:
1. Белошистая, А. В.

Развитие логического мышления младших

школьников: учебник для вузов / А. В. Белошистая, В. В. Левитес.
— 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 129 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11117-0. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/565724 (дата обращения: 17.06.2025).
2. Н.М. Калиниченко, Курс шахматной стратегии для начинающих/
авт.-сост. Н.М. Калиниченко, издательство «Калиниченко», 2020, 112 с.
3. Рыбалева

И.А.

дополнительных

Проектирование

и

общеобразовательных

экспертирование
общеразвивающих

программ: требования и возможность вариативности: учебнометодическое пособие. Краснодар: Просвещение-ЮГ, 2019.
4. Рыбалева

И.А.,

современного

Ремезова

Г.С.

дополнительного

Типовые

модели

образования:

развития
доступное,

разноуровневое, цифровое/ авт.-сост. И.А. Рыбалева, Л.А.Савченко.
– Краснодар: Просвещение-Юг, 2020. – 366 с.
25

5. Сборник шахматных задач и тестовых заданий к ДООП «Сделай
свой ход» физкультурно-спортивной направленности / С.А.
Ситников, под ред. О.А. Кряжевой, В.В. Шевченко. — Хабаровск:
КГАОУ ДО РМЦ, 2024. – 84 стр.
6. Сухин И. Шахматы, первый год, или, «Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны»: Учебник для 1 класса четырёхлетней и
трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение,
1998.
7. Шахматы в системе дополнительного образования – URL:
https://infourok.ru/shahmaty-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya7456070.html?ysclid=mc0owdpfvr430921898 – Текст: электронный
(дата обращения: 10.06.2025).
Литература для родителей
1. Гродзенский, С. Я. Шахматы в жизни учёных / С. Я. Гродзенский. Москва : Наука, 1983. - 168 с. - Текст : непосредственный.
2. Калиниченко, Николай. Шахматы для начинающих: правила,
навыки, тактики / Николай Калиниченко. — Москва : Эксмо, 2018.
— 352 с. : ил.
3. Карпов АЕ., Шинrирей А.Б. - Школьный шахматный учебник.
Начальный курс. Том 1 - М.: «RUSSIAN CHESS HOUSE>>, 2009.112 с. (Школьный шахматный учебник).
4. Нестерова, Д. В. Учебник шахматной игры для начинающих / Д. В.
Не стерова. — М.: РИПОЛ классик, 2007. — 256 с.: ил. — (Советы
для дома).
5. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и
практикум для вузов / под общей редакцией А. С. Обухова. —
Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 424 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-00595-0. — Текст: электронный //
26

Образовательная

платформа

Юрайт

[сайт].

—

URL:

https://urait.ru/bcode/560329.
6. Сборник шахматных задач и тестовых заданий к ДООП «Сделай
свой ход» физкультурно-спортивной направленности / С.А.
Ситников, под ред. О.А. Кряжевой, В.В. Шевченко. — Хабаровск:
КГАОУ ДО РМЦ, 2024. – 84 стр.
7. Сухин И. От сказки– к шахматам. Сухин И. Удивительные
превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка
по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
8. Трофимова А.С. Т76 Шахматный учебник-сказка: для малышей и
их наставников / А.С. Трофимова. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. —
191с. — (Шахматы).

27

Приложения
Приложение №1
Примеры задач из учебника «Мат в один ход»

28

Приложение №2
Примеры задач из учебника «Мат в два хода»

29

Приложение №3
Примеры задач из учебника «Тактика»

30

Приложение №4
Примеры задач из учебника «Мат в 3 хода»

31

Приложение №5
Примеры задач из учебника «Связка»

32

Приложение №6
Аттестация обучающихся.
Теоретические задания.
1. Знание понятия «шах».
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
2. Знание понятия «мат».
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
3. Знание понятия «пат».
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая
право хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
4.Знание понятия «вилка».
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или
пешку, за которой спрятана другая фигура.
5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых.
Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась
выигрышем
белых:
- 1-0;
33

- ½-½;
-0-1.
Практические задания.
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое
поставил педагог.
2. Умение убивать шахматные фигуры соперника.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны
выяснить,
можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например,
может ли
белая ладья убить слона?:
Дополнительный материал.
Дидактические игры и задания, используемые на занятиях
«Шахматный теремок». Сделайте из деревянной шахматной доски
«теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут
шестьразных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на
«теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «тере- мок»
«построить» - поднять.
«Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки
«Колобок» можно провести так: «Дед» - король, «Баба» - ферзь, «Заяц» пешка, «Лиса» - конь, «Волк» - слон, «Медведь» - ладья, а Колобок - шарик
или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых
убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест - он от нее
убежит.
«Шахматная репка». Посадите «репку» - клубок. Около него малыш по
росту выстраивает белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» - это
король, «Бабка» - ферзь, «Внучка» - слон, «Жучка» - конь, «Кошка» - ладья,
34

«Мышка» - пешка.
«Большая и маленькая». Поставьте перед ребенком шесть разных
шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее,
отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся
фигур и т. д.
«Запретная фигура». Поставьте шахматные фигуры перед ребенком в
один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры,
кроме

«запретной»,

которая

выбирается

заранее.

Вместо

названия

«запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и,
называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если
ребенок не заметит вашу ошибку, сами укажите на нее.
«Что общего?». Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите
малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).
«Белые и черные». В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и
черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из
фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая
игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково
условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем
другую фигуру представляете вы и т. д.
«Угадайка». Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру.
Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая
варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам
(лучше всего за спиной) и т. д.
«Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете
глаза, берете какую- нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную
шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза
и спрашиваете ребенка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь
ролями.
«Школа». Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление
поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как
35

зовут этого ученика?.. А этого?..» «Цвет». Попросите малыша поставить в
ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда ребенок выполнит
задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга бе- лые фигуры,
«по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Малыш должен заметить
вашу ошибку и указать на нее.
«Ряд». Предложите ребенку поставить в один ряд пешки; коней; слонов;
ладей; ферзей; королей. Затем ребенок должен попросить об этом вас и
проконтролировать выполнение задания.
«Пирамида». Посоветуйте малышу на белую ладью поставить черную,
затем снова белую и черную, а на самый верх белую пешку. Спросите у
ребенка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
«По росту». Попросите ребенка по росту расставить шесть разных
шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры. «Догонялки».
Выберите одну из белых фигур, например пешку, имитируйте ее бег по столу.
После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную
фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура
«бежит» не очень быстро, и фигура малыша ее догонит. Потом поменяйтесь
ролями. «Прятки». Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур.
Ребенок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в
этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахмат.
«Кто быстрее?». Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите
ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в
определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой».
Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Ее должен быстро найти и
поднять над головой ребенок. «На стуле». Поставьте на стул какую-нибудь
шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от
него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу.
Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее. «Убери
такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну
из них в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в
36

коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.
«Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на
столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка
для фигур). Предложите ребенку взять одну фигуру, назвать ее и уложить
«спать» в шахматную доску (коробку). Следующую фигуру укладываете вы.
И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого
пусть малыш сам запрет шахматную доску (коробку). Две последние
дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора
шахматных фигур после занятия достаточно занимательным. "Горизонталь".
Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.)."Вертикаль". То же
самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной
доски."Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур,
дети должны догадаться, что это за фигура. "Секретная фигура". Все фигуры
стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные
фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия
этой фигуры надо сказать: "Секрет". "Угадай". Педагог загадывает про себя
одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура
загадана."Что общего? " Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом,
формой.)"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети
называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить
все фигуры по высоте."Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если
утверждение верно, то мяч следует поймать. "Игра на уничтожение" важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
37

играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. "Один в поле
воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры
считаются заколдованными, недвижимыми)."Лабиринт". Белая фигура
должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
"заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая
фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь
на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая
фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. "Кратчайший путь".
За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной
клетки шахматной доски. "Захват контрольного поля". Игра фигурой против
фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру
на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки,
находящиеся под ударом фигуры противника ."Защита контрольного поля».
Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя. "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один
ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее побить незащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой
защитить другую, стоящую под боем. "Выиграй фигуру". Белые должны
сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из
своих фигур. "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на
уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет
все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже
такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т.
38

п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля)
моделируют в доступном для детей 6-7 лет виде те или иные реальные
ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.
При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими,
эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется
объявить шах неприятельскому королю. "Пять шахов". Каждой из пяти белых
фигур нужно объявить шах черному королю. "Защита от шаха". Белый король
должен защититься от шаха. "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в
которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. "Первый
шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах. "Рокировка". Ученики должны
определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. "Два хода". Для
того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает
двумя своими ходами.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».